Интервью Гомель 11 апреля 2023

Сергей Стась: Мы были близки к выходу в полуфинал, но сказались индивидуальные ошибки плюс гол в большинстве – это то, чего нам не хватило

Подводим итоги сезона для «Гомеля» с главным тренером команды.

– Сергей Леонидович, после итогового для «Гомеля» матча в этом сезоне прошло три недели, было время все тщательно проанализировать и обдумать. Что можете сказать в общем об этом сезоне для команды и лично для Вас?

– Не могу сказать, что это был плохой сезон. Мы одержали 33 победы в регулярном чемпионате, была плотная турнирная таблица, все 12 команд могли обыграть друг друга. Не скажу, что сезон был неудачным.

– Четвертьфинальная серия с «Металлургом» выдалась крайне непростой для обеих команд, однако все же в следующую стадию прошли жлобинчане. После завершения выступления команды у Вас было время для анализа, почему все же «Гомель» уступил «Металлургу» со счетом 2:4 в серии? Какие моменты оказались ключевыми?

– Во-первых, ключевым моментом стала вторая домашняя игра, где мы вышли и провели ее не как матч плей-офф, а как обычную встречу регулярного сезона, мы уже и с коллегами общались по этому поводу. Я скажу, что в пятом и шестом матчах увидел то, что хотелось бы видеть вообще в каждой игре: ребята сражались, был коллектив, никого не упрекнешь, все старались. Немного не хватило фарта, когда были штанги, перекладины. Да и плей-офф – это игра ошибок, победит тот, кто их меньше допустит. В целом игрой парней доволен, особенно пятый и шестой матчи мне понравились.

– Между завершением регулярки и стартом плей-офф была довольно большая пауза. Могло ли это повлиять на команду? Возможно, стоило провести в это время какой-то спарринг?

– Мы думали об этом, но никогда не знаешь, будет ли какая-то травма, потеря кого-то из игроков. Да, возможно, это и наложило отпечаток, но мы выиграли первый матч, вроде бы были близки к победе и во второй игре, думаю, что не стоит искать проблему здесь, просто, скажем так, немного позже осознали, что плей-офф уже начался.

– В плей-офф у «Гомеля» только один игрок забросил больше одной шайбы за серию. С чем свяжете такой спад в результативности?

– Это плей-офф, здесь много шайб не бывает, это совсем другая игра. Можете посмотреть другие лиги, ту же КХЛ, кто там забивает и по сколько шайб, не скажу, что там какая-то сумасшедшая статистика. Кто меньше пропустит и сделает меньше ошибок – тот и победит. Мне не важно, кто забил или не забил, важно не пропускать голы и плюс-минус у игроков, одну-две шайбы мы всегда забросим.

– Чем «Металлург» смог удивить в плей-офф по сравнению с регуляркой?

– Игроками удивили. Были люди, которые могут решить исход матча.

– В последних двух поединках четвертьфинала в составе команды отсутствовал Игорь Ревенко. Можете ли объяснить более детально, почему было принято такое решение?

– Давайте встречный вопрос – разве команда в этих двух матчах плохо сыграла? Нет, показали хороший хоккей. Мы приняли такое решение нашим тренерским штабом. Это игры кость в кость, где было нужно прессинговать, жестко играть, ловить шайбу на себя, выводить ее из зоны. Игорь – мастер, здесь вопросов нет, в регулярном чемпионате он однозначно очень сильно помог, но плей-офф – это немного другая игра.

– Этот исход оказался несколько шокирующим для тренерского штаба и хоккеистов? Какие эмоции были после финальной сирены в итоговом матче серии?

– Был хороший хоккей, я считаю, что мы хорошо играли и были достойны пройти дальше. Мы знаем, что повлияло на исход, нет смысла сейчас об этом говорить. Наверное, надо только в себе ковыряться и становиться лучше, чтобы обыгрывать всех, как бы там ни было. Для себя, конечно, я сделал выводы. Случайно не бывает, чтобы команда выиграла 33 матча в сезоне, четыре раза обыграла жлобинчан в регулярке, но пара человек решили исход серии для «Металлурга».

– Поговорим о подборе игроков. По итогам прошлого сезона Вы говорили, что были не совсем довольны легионерами. Насколько по итогу остались довольны россиянами, которые пополнили команду в это межсезонье?

– Однозначно всегда хочется большего, всегда ждешь больше голов, чтобы у хоккеистов были и хорошие человеческие качества, чтобы они помогали нашим игрокам и в раздевалке, и на площадке. Еще раз скажу, что для меня была важна атмосфера в команде. Это опытные ребята, которые могут держать шайбу, когда они ей владеют, то всегда ждешь какого-то момента. Я бы сказал, что по итогу больше остался доволен, чем нет.


– Как оцените по отдельности работу вратарской линии, линии обороны и нападение? В каких моментах тренерский штаб остался доволен, а в каких – нет?

– В начале регулярного чемпионата были в топ-3 по надежности, пропускали немного. Опять же нельзя все списывать отдельно на защитников, нападающих или вратарей, это в совокупности действия всей команды. Еще раз повторюсь, что всегда хочется большего: чтобы вратарь больше тащил, хочется, чтобы защитники действовали надежнее в тех или иных ситуациях, чтобы нападающие больше играли в зоне атаки и давали меньше шансов соперникам.

– По-вашему, сработал ли вариант с тремя вратарями в команде?

– Я скажу так, что однозначно сработал в каком плане: Филоненко нам очень помог в Кубке Салея, были близки, но проиграли в финале в одну шайбу, плюс это в целом добавило конкуренции, немного подстегнуло Грищенко и Лубского, они более усердно стали работать на тренировках, свой положительный отпечаток это оставило. Мы работаем, наши вратари должны становиться лучше и лучше с каждым сезоном.

– Многие замечали, что у команды довольно часто не шла игра в неравных составах, в особенности в большинстве. Почему все же наблюдались такие просадки в этом компоненте на протяжении сезона?

– Кто-то не выполнял план на игру. Все-таки большинство – это такая специфическая работа, не каждому дано играть в большинстве, наверное, где-то в этом компоненте не хватило лидеров. Иногда были и хорошие матчи, мы здорово разыгрывали и забивали, но хотелось бы делать это в каждой игре. Самое интересное, что этого одного голика нам постоянно и не хватало, особенно в плей-офф.

– По ходу сезона команду покинули Дмитрий Амброжейчик, Владислав Арбузов, ближе к концу регулярки ушли Савва Андреев, Руслан Гайсин, Василий Нарзяев, команду пополнили Артур Буйницкий, Олег Железнов, Владислав Ковалевич, позже пришла «лидская» тройка Орехин – Феофанов – Сергушкин. Можете ли рассказать подробнее об этих переходах, почему так получалось и насколько оправдались эти изменения в составе?

– Все постоянно ищут какие-то варианты, мы наблюдаем за ребятами, насколько они подходят под наш стиль. Не всегда мы можем приобрести того или иного игрока, это не так просто. Если касаться Саввы Андреева, то это была вынужденная мера, никто не собирался его обменивать или отдавать, нужно было подравнивать зарплатную ведомость. Что касается тех же Гайсина и Нарзяева, то нам нужны были более наглые, дерзкие, забивные ребята. Когда мы брали Арбузова, то я рассчитывал на более жесткую игру в обороне и перед воротами, но этого мы не увидели. Те, кто пополнил наш состав по ходу сезона, помогли нам, это пошло на пользу, эти ребята придали команде динамики.

– Очень сильный прогресс показал в этом сезоне Иван Секерин, тот же Никита Жихарев, которого Вы привлекали и в молодежную сборную, получал достаточно много игрового времени и набирал очки. Как оцените работу гомельских воспитанников и молодежи? Кто в этом сезоне сумел порадовать?

– Я скажу так: тот, кто действительно этого хочет, может добиться чего угодно, Ваня Секерин тому пример. Несмотря на его габариты, это настоящий мотор, он живет на льду, живет в раздевалке, это профессионал, я видел, что он очень целеустремленный человек и очень рад, что у него стало все получаться. Дай Бог, чтобы он попробовал себя в другой лиге, во всяком случае я точно знаю, что у него такой шанс будет. Это пример для других ребят, которые думают, что они слишком маленькие или, наоборот, большие, что им все равно нужно становиться быстрее, сильнее. Если смотреть на Ваню, то кто-то скажет, мол, маленький, но поверьте мне, у него столько характера, что он и с Михновым поборется и не даст спуску никому, с ним приятно работать. Я считаю, что это отличный пример для всех гомельских ребят, которые должны стремиться, смотреть и учиться, глядя на него.

– Команда завершила сезон на пятом месте. Как-то обсуждали итоги выступления с руководством клуба?

– Понятное дело, что мы не прошли дальше, лично моя задача все равно была пройти. На мой взгляд, мы были близки, играли хорошо, агрессивно, мощно, но сказались индивидуальные ошибки плюс гол в большинстве – это то, чего нам не хватило.

– В этом сезоне Вы вновь руководили молодежной сборной Беларуси. Уже более тщательно все обдумав, могло ли это наложить свой отпечаток на работу с командой или же в этом было больше положительных моментов?

– Сказалось только положительно. Это смена обстановки, плюс молодые игроки всегда подзаряжают, дают новые эмоции, ты приезжаешь назад заряженный на работу. Весь план работы был заранее составлен, с помощниками мы проходили это уже не первый раз, ничего такого здесь нет, плюс и ребята от меня где-то отдохнули. Наверное, в этом совмещении было больше позитива.

– К Алексею Щебланову и Евгению Ковыршину этим летом присоединился Павел Волчек. Как оцените работу тренерского штаба «Гомеля» в этом сезоне?

– Оценю удовлетворительно. Все хорошо поработали, но не всё от нас зависело. Хотя были интересные матчи, все выкладывались и продолжают выкладываться каждый день, мы живем в тренерской, никто не даст соврать, пропадаем здесь с утра до вечера, разбираем игры, другие команды и отдельно игроков. Однозначно могу сказать, что мы делаем свою работу на 110%, в этом я не сомневаюсь. Не было ни одного дня, ни одной тренировки, ни одной игры, чтобы мы провели ее спустя рукава.

– Следили ли за выступлением нашей команды высшей лиги по ходу сезона и в плей-офф? Что можете сказать о «Рысях» образца сезона 22/23?

– Молодцы, они прошли первый круг плей-офф, многие парни прибавили, есть игроки, которые стали сильнее, но хотелось бы, чтобы они прогрессировали и не останавливались. Бывает так, что подтягиваешь ребят в первую команду, а у них внезапно появляются какие-то дела и ты не понимаешь, хочет он вообще играть в хоккей или не хочет, таких вопросов хватает. В первую очередь должно быть желание играть в хоккей, любить этот спорт, а не просто думать, мол, «я поиграю в высшей лиге, родители и девчонки походят, посмотрят на меня и дальше возьмите меня в первую команду». Нет, только через труд все будет даваться, пример тому Ваня Секерин.

– Сейчас к тренировкам с командой экстралиги активно привлекаются и хоккеисты из высшей лиги. Что можете сказать об этих игроках и их дальнейших перспективах, есть ли у них потенциал?

– Только после того, как они полностью пройдут предсезонную работу с командой экстралиги, я смогу ответить что-то конкретное. Пока я скажу, что физически ребята слабые, сейчас мы работаем и уделяем больше внимания серьезной работе на льду и в зале со штангой. Я надеюсь, если из этой команды мы сможем взять пару человек, то это будет здорово.

– Планируются ли какие-либо спарринги в апреле?

– Нет, проведем только товарищеский матч с болельщиками.


– В полуфинальной серии «Шахтер» – «Металлург» победителями вышли жлобинчане, а в паре «Неман» – «Юность» гродненцы сумели отыграться с 0:3 в серии и также вышли в финал. Следили ли за этими матчами и что Вы можете сказать о них, были ли ожидаемы такие результаты? Дадите ли какой-либо прогноз на финал?

– В этих сериях были интересные матчи. Тот же «Неман» – хорошая команда, у них отличный состав, удачные легионеры, они должны были проходить дальше. Если послушать экспертов, то все говорили, что «Неман» будет в финале. На финал все же не буду давать никакого прогноза, если у лидеров «Металлурга» получится игра, то, я думаю, они все решат.

– Обдумывали ли Вы свои планы на предстоящий сезон? Хотели бы остаться в «Гомеле» или говорить об этом пока еще рано?

– Пока об этом не задумывался. Немножко не то состояние, чтобы все бросить, оставить, зная, что мы могли, зная, что у этой команды был потенциал… Уйти в сторонку сложно.

– Исходя из результатов сезона, как проводили бы селекцию этим летом? Какой должна быть команда в будущем, есть ли уже какие-то наметки на следующий сезон? Сколько процентов из нынешнего состава хотели бы сохранить?

– То, какой я хочу видеть команду, не значит, что так и получится. Вообще хотелось бы команду помоложе, агрессивнее, чтобы в каждой игре команда была мотором, чтобы каждая пятерка на льду была таким двигателем, все должны выкладываться, должны отбирать шайбу, не уступать, выигрывать стыки, все должны конкурировать и соперничать на каждом сантиметре площадки. Из тех игроков, которые есть сейчас, наверное, большую часть хотелось бы оставить.

– Что бы Вы хотели сказать нашим гомельским болельщикам? Насколько для Вас, как для главного тренера команды, важна их поддержка?

– Знаете, как приятно играть при таких трибунах, которые были у нас, не знаю, связано ли это только с тем, что в плей-офф было дерби с «Металлургом». Неожиданно полная арена в первом же круге плей-офф, была очень мощная поддержка, огромное всем за нее спасибо. Мне кажется, что это – лучшие болельщики, ни один ледовый на протяжении сезона не собирает столько болельщиков, сколько было в Гомеле. Конечно, хотелось бы их порадовать, но, я думаю, что у нас все еще получится.