Сергей Стась: Мелочей не может быть, я понял, что громкие имена ничего не решают.

Итоги сезона от главного тренера «Гомеля» в программе «Овертайм», все, что вошло в эфир и не только.

– Сергей Леонидович, какие моменты не позволили Вашей команде пройти «Неман» в четвертьфинале? Почему случилось такое поражение со счетом 1:4, наверное, говорить о какой-то случайности тут не стоит?

– Если брать серию с Гродно, то я не буду искать какие-то причины, буду копаться только в себе, значит, я не подвел команду правильно к первой стадии плей-офф. Наверное, все-таки, и подготовка к Континентальному кубку наложила свой отпечаток, пришлось все перекраивать, менять подготовку, где-то мы, может быть, и не попали. Еще раз скажу – копаюсь только в себе. Может быть, не в том физическом состоянии мы подошли, хотя перебрасывали противника, но затем напрашивается вопрос – а почему такая реализация была? Мы перебрасывали первые периоды двадцать на два и умудрялись проигрывать, то есть что-то не то в завершении. Что этому способствовало? Сложно сказать. Может, сил не хватало, может, не хватало концентрации. Желание было, но иногда бывает так, что шайба не идет в ворота. Плюс вратарь противника сыграл здорово, переиграл нашу атаку.

– Могла ли команда, которая готовила себя к финалу и чемпионству, просто недонастроиться на четвертьфинал? Тем более, что предстоял Континентальный кубок, была полная заряженность, но потом сказали, что команда не поедет. Могло ли быть что-то такое?

– Это сложный вопрос. Я думаю, что психологически мы были готовы. Континентальный кубок наложил свой отпечаток как эмоционально, так и физически, еще раз повторюсь, что под него пришлось менять подготовку. Я не скажу такого, что мы были полностью разобраны и не готовы побеждать. Мы готовились, мы несколько раз в этом сезоне обыгрывали «Неман» и я говорил, что плей-офф – это другая игра, все будут настраиваться и регулярный сезон можно забыть, это, можно сказать, разные турниры. Конечно же, хоккеисты должны играть и ради побед. У каждого есть фамилия, каждый должен уважать себя, играть на свое имя, играть для болельщиков.

– Для Вас это был шок? Что Вы чувствовали сразу после завершения серии?

– Я бы сказал опустошение. Я знал команду, которая обыгрывала в этом сезоне «Неман» несколько раз, обыгрывала «Металлург» в нескольких матчах, и закончить на такой ноте… Конечно, я такого не ожидал.

– Значит, команда была способна выполнять поставленные задачи, но что-то сломалось в конкретный момент?

– Если смотреть в процессе, то понимаешь, какие ошибки были допущены в селекции тех людей, на которых мы рассчитывали. Да, кто-то провел неплохой сезон, но, когда нужно было делать результат и играть на команду, то этих людей немного не хватило.

– То есть нельзя сказать, что селекция была плохой или же эти игроки могли и должны были все сделать, но не сделали?

– Они должны были, эти игроки, как они себя считают, высокого качества. Это опыт для меня, что не всегда игрок какого-то суперкачества, который уже много поиграл, может дать результат, если у него нет характера. Пусть это будет свой игрок, хоть и технически хуже оснащенный, но с характером, с сердцем, который будет играть за свой клуб. Исходя из этого полученного опыта в следующий раз я отдам предпочтение такому парню.

– В прошлом году таких характерных игроков было больше, если судить по результату?

– Однозначно.

– Почему?

– Тоже рассуждал на эту тему. Наверное, повлиял и Континентальный кубок. Мы очень хотели победить в нем, селекция строилась под этот кубок, это важный турнир для клуба, для Беларуси. Может быть, здесь мы погнались за качественными игроками, за красивыми именами, забыв о своих.

– В прошлом году никто на «Гомель» особо не ставил, была некоторая доля сомнения в силах того состава. Сейчас же было больше уверенности, а в итоге получился такой результат. Почему?

– Во-первых, не оказалось лидера в нужный момент. Если в прошлом году это был Нестеров, то в этом сезоне такого человека не нашлось, непросто найти такого человека. Хотя Кучкин, я считаю, мотор команды, один из лидеров, который тащил на себе сезон, тот же Развадовский забил 19 голов, это приличный результат. Постоянно об этом думаешь, постоянно ищешь какие-то недочеты.

– Будь Кучкин готов на сто процентов к плей-офф, могло ли все сложиться иначе? Он мог бы стать игроком, сравнивым с Нестеровым?

– Я думаю, что да. Наверное, его гола в большинстве нам и не хватало. Мы проигрывали в одну шайбу, где-то этого большинства нам и не хватило.

– Если говорить в целом, каким получился этот сезон? Насколько для Вас он получился полезным?

– Я считаю, что это успешный сезон. Во-первых, летом мы попали в финальную часть Кубка Салея, мы попали в суперфинал Континентального кубка, закончили регулярный сезон третьими. Плюс этот сезон и для меня был насыщенным, если касаться еще и молодежной сборной. Я бы назвал это успешным сезоном. Да, смазан был плей-офф, получился такой жирный минус в концовке, но, еще раз повторюсь, это был опыт для меня, в каком направлении двигаться, как собирать команду, что за люди должны быть в команде. Мелочей не может быть, я понял, что громкие имена ничего не решают.

– Вы сказали и про молодежную сборную, и про Континентальный кубок. Насколько Вы справились с этой многозадачностью и могла ли она повлиять на результат?

– Не было такого, чтобы все произошло за один день. Все было четко распланировано, и подготовка гомельской команды, и подготовка молодежной сборной, был расписан каждый день. Это не повлияло, наоборот, для меня это был вызов, была энергия, я был заинтересован показать результат. Конечно, в какой-то момент я думал, что сейчас молодежная сборная для меня – это самое важное, важно было вывести команду в элиту, я очень сильно на этом концентрировался, но я не могу сказать, что не выполнял свою работу здесь, в «Гомеле», на сто процентов. Одно закончилось, началось другое, все было распланировано и не было такого, что начинаешь хвататься за все подряд. 

– Вы сказали про себя, а как сработал весь тренерский штаб? Может быть, здесь кого-то не хватило?

– Нет, что касается тренерского штаба, то здесь все сработали четко. Еще раз скажу, что я копаюсь в себе, все это лежит только на мне.

– Для развития тренера нужно пережить и такой момент?

– Знаете, сезон шел успешно: выход в финал Кубка Салея, Континентальный кубок, молодежная сборная, а потом я себе говорил, что было бы странно, если все сложится, это будет перебор. Такие мысли закрадывались. Наверное, сейчас это не сложилось для какой-то большей цели. Я бы сказал, что проигрыш в первом раунде плей-офф был, возможно, для достижения чего-то большего в будущем.

– В прошлом году Вы много раз говорили, что остаетесь в «Гомеле», чтобы доделать то, чего не получилось раньше. Нет ли сожаления, если исходить из того, что не удалось добраться до чемпионства в этом сезоне? 

– Ни грамма не сожалею. Еще раз повторюсь, что для меня это был успешный сезон. По победам, по проценту побед этот регулярный сезон был успешнее прошлого. Для меня это хороший сезон, для меня это опыт, я ни в коем случае не скажу, что для меня это какой-то провал. Осадок, конечно, есть, может быть, я бы что-то сделал по-другому, немного с селекцией получилась эта чехарда, плюс еще и объективные причины наложили свой отпечаток, здесь все в совокупности.

– Если говорить о будущем, есть ли какие-то наметки, остаетесь ли Вы в «Гомеле»? Вы пока разговариваете с «Гомелем» или ищете другие варианты? Хочется ли остаться здесь?

– Пока у меня контракт до конца июня и я его отрабатываю. Мне нравится это дело, мне нравится этот клуб, тут вопросов нет. Если будет что-то более интересное, то я рассмотрю вариант. Нужно двигаться вперед. Не буду лукавить, конечно же, хочется выигрывать, доказывать. Если будет предложение из другой лиги – я рассмотрю этот вариант чисто для прогресса и роста, хочется двигаться вперед.

– При отсутствии таких вариантов «Гомель» – это приоритет?

– Конечно, это даже не обсуждается.

– Начинается ли уже какая-то работа на будущее или Вы ждете, когда здесь все решится с Вами?

– Я заинтересован в работе, у нас сейчас тренируются молодые ребята из фарм-клуба, мне интересно пригласить их на тренировочный летний сбор, уже сейчас пытаюсь их подвести, чтобы они какие-то простые вещи, какие-то мои требования уже знали, мы потихоньку приучаем этих молодых ребят к моим требованиям.

– Какой должна быть команда в следующем году?

– Команда будет моделироваться по образцу предыдущего сезона. Основополагающим в этой команде будут игроки-работяги с характером, которые будут работать на команду в любых ситуациях, в первую очередь будут выполнять тренерские задания, а потом уже все остальное. И самое важное – это атмосфера в раздевалке. От этого я не отойду, потому что понимаю, что в этом сезоне были какие-то моменты, это была не та раздевалка, которая должна была быть.